Съемка телеобъективом: свойства оптики и их применение

Возможно, вы уже слышали, что съемка телеобъективом приближает фотографируемый объект. Тем не менее, это не единственное достоинство длиннофокусного объектива. С его помощью также можно сократить расстояние между объектами и добиться малой глубины резкости. Таким образом, съемка телеобъективом применяется не только в фотографиях дикой природы, но и для пейзажной фотографии. В этой статье мы поговорим о том, как пользоваться техническими свойствами телеобъективов для получения хороших снимков.

съемка телеобъективом
300 мм

Обзор

Объектив принято считать длиннофокусным, если его фокусное расстояние составляет около 70 мм (на полнокадровой матрице). Тем не менее, некоторые фотографы считают телеобъективами только те линзы, угол обзора которых составляет не менее 135 мм, или менее 15 градусов видимого пространства. В цифровых мыльницах телеобъективом является крайнее положение зума 3-4Х.

Тем не менее, чем больше фокусное расстояние, тем сильнее заметны технические эффекты, к которым приводит съемка телеобъективом.

съемка телеобъективом

На схеме, приведенной выше, изображен максимальный угол, под которым лучи света попадают на матрицу камеры. Угол пересечения лучей необязательно соответствует фокусному расстоянию, но всегда ему пропорционален.

Какие преимущества дает фотографу съемка телеобъективом? Главный миф состоит в том, что телеобъективы могут быть использованы только для увеличения объектов. Тем не менее, это не всегда оправдано. В ряде случаев, отдаленные объекты выглядят лучше, если к ним подойти поближе.

Перспектива

Съемка телеобъективом приводит к отображению предметов в их реальных пропорциях. Иными словами, телеобъектив оказывает влияние на перспективу изображения: предметы на переднем плане уже не кажутся большими, как мы привыкли их видеть. На восприятие влияет угол обзора объектива:

съемка телеобъективом

Несмотря на приблизительно одинаковый размер цилиндров, при съемке широкоугольным объективом они сильно различаются по размера на фотографии, а съемка телеобъективом делает их примерно одинаковыми.

Эта особенность объясняется не устройство телеобъектива, а устройством человеческого глаза – чем дальше человек от снимаемых объектов, тем они более пропорциональны.

Например, на этой фотографии люди и здание на их фоне сохраняют пропорции своих реальных размеров. Однако, если фотограф подошел бы к ним ближе и снял эту сцену при стандартном фокусном расстоянии, люди казались бы больше:

съемка телеобъективом

Соблюдение пропорций хоть и делает фотографию пропорциональной, но не всегда интересной. Помимо размера объектов, телеобъектив также сближает расстояние между ними, и сцена выглядит сжатой. Это актуально только тогда, когда фотограф хочет создать ощущение толпы или многочисленности объектов.

Например, на этой фотографии лодки выглядят так, как будто они находятся вплотную друг к другу, хотя на самом деле между ними несколько метров:

съемка телеобъективом

А на этой фотографии аллея деревьев кажется густой, как и цветы, хотя видно, что на переднем плане цветы растут реже, чем на заднем:

съемка телеобъективом

Съемка телеобъективом также применяется для того, чтобы фотограф остался незамеченным. Не всякому человеку нравится, когда его фотографируют, и чем ближе фотограф подходит к незнакомой модели, тем больше вероятность, что его заметят, и изначально замеченные эмоции тут же пропадут.

Съемка телеобъективом требует особенного подхода. Поскольку гораздо больше объектов попадает в кадр, нужно следить за их количеством и включать в композицию только самые необходимые. Что касается пейзажей, в них телеобъектив следует применять с еще большей осторожностью и только на больших, просторных ландшафтах. Например, в этой фотографии объема удалось достичь за счет того, что на переднем плане оказался холм с деревом, на среднем плане – другие холмы, выделенные светом, а на заднем – холмы на горизонте, уходящие в небо:

съемка телеобъективом

Съемка телеобъективом также актуальна для туманных пейзажей, поскольку длиннофокусный объектив сгущает туман и делает его более выразительным.

Точка фокусировки

При большом расстоянии от объекта длиннофокусный объектив сильно размывает как фон, так и передний план, если на нем что-то есть. Например, в этой фотографии размыта как листва на заднем плане, так и бревно на переднем, хотя оно лежит совсем недалеко от кота.

съемка телеобъективом

Съемка телеобъективом на таких расстояниях требует большой точности фокуса. Если бы объектив навелся на лист перед котом, глаза животного оказались бы в нерезкости. Тем не менее, эта проблема не так выражена у длиннофокусных объективов, как при съемке широкоугольным объективом, где любой промах может привести к сильной нерезкости.

Чтобы навестись на нужный объект, можно использовать центральную точку фокусировки – прижать кнопку спуска, навести объектив на резкость, а затем, не отжимая кнопки, сформировать кадр.

Стабилизация камеры

Съемка телеобъективом обязывает фотографа использовать более короткие выдержки. Например, для телеобъектива 300 мм должна использоваться выдержка не длиннее 1/300, более длинные выдержки могут привести к смазу. Необходимость в таких коротких выдержках можно объяснить на примере лазерного фонарика. Если подойти к стене поближе, и поводить по ней точкой лазера, то колебания будут минимальны, однако если отойти от стены на несколько метров, красная точка будет колебаться гораздо сильнее.

Удачная съемка телеобъективом при максимальном качестве фотографий возможна при достаточно короткой выдержке, либо при установке камеру на какую-то опору, либо при обоих условиях сразу.

Чтобы получить короткую выдержку, нужно использовать открытую диафрагму (от f2.8 до f8.0) либо поднять светочувствительность. У этих параметров есть и недостатки, поскольку при открытой диафрагме уменьшается глубина резкости, а при большой светочувствительности увеличивается цифровой шум.

Чтобы стабилизировать камеру, можно использовать в качестве опоры вторую руку либо опереться на твердый объект, либо использовать штатив или монопод (последние – самый надежный способ).

Телеобъективы и глубина резкости

Несмотря на то, что съемка телеобъективом уменьшает глубину резкости, сам по себе телеобъектив не обеспечивает малой глубины резкости – это ошибочное предположение. Если фотография снята крупным планом, то фон будет хорошо размыт не только с помощью телеобъектива, но и с помощью любой другой линзы. Малую глубину резкости обеспечивает не сам объектив, а большое увеличение. Кроме того, телеобъектив, благодаря своим характеристикам, обычно увеличивает объекты, размытые на фоне, из-за чего боке (размытый фон) смотрится более выразительно:

съемка телеобъективом

При подготовке статьи использованы материалы сайта Cambridge in Colour

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Написать ответ