Как фотографировать в пасмурную погоду?

Чем ближе дело к зиме, тем меньше становится солнечных дней. В слякоть и холод не то, что фотографировать, даже на улицу выходить особо не хочется. Но съемка в пасмурную погоду хоть и имеет свои нюансы, но может быть такой же успешной, как и в солнечный день. Ниже я постаралась затронуть все основные принципы работы с экспозицией, светом и сюжетом в таких условиях.

Технические параметры съемки

Нетрудно заметить, что в пасмурный день на улице темнее, чем в солнечную погоду, поэтому камере потребуется больше света. А значит, вам нужны:

  • Более длинная выдержка (для несветосильных объективов она может достигать 1/40, но не забывайте, что, делая выдержку длиннее, вы увеличиваете риск размытия кадра);
  • Малая глубина резкости (открытая диафрагма);
  • Более высокая светочувствительность (ISO 400-500 вместо ISO 200);
  • Штатив (это желательный атрибут, но не строго обязательный).

Конечный выбор параметров будет зависеть от общей освещенности сцены. На открытом пространстве света будет больше, в тени домов – меньше.

Кроме того, светосильный объектив (с возможностью установки диафрагмы в значения f1.8-f-3.8) больше подойдет для съемки в пасмурную погоду, поскольку позволит оставить выдержку короткой, а светочувствительность – на приемлемом уровне шумов.

В пасмурную погоду можно также использовать различные светофильтры. Наиболее подходят для этой цели поляризационный и нейтральный фильтры.

В солнечный день поляризатор делает небо более ярким, а в пасмурную погоду он незаменим тем, что может сделать цвета более контрастными, придать им более теплый оттенок и выявить хоть какие-то облака на абсолютно белом небе, чего удалось добиться на фотографии ниже фотографу Питеру Уэст Кэрей (Peter West Carey).

Тем не менее, чтобы применить его, вам потребуется увеличить экспозицию на 1-3 шага.

Нейтральный светофильтр хорошо использовать для создания художественных облаков – благодаря длинной выдержке он помогает размыть их движение. Для таких фотографий вам потребуется штатив или другая опора, поскольку экспозицию также придется увеличить, иногда на 4 шага и больше, в зависимости от плотности фильтра.

Кстати, не забудьте перед выходом из дома захватить пищевую пленку или сразу обернуть ею фотоаппарат, если ожидается дождь или повышенная влажность. Отлично, если у вас уже есть защитный бокс. Если его нет — воспользуйтесь обычной пищевой пленкой — это дешево и сердито. :)

Свет и его свойства

В пасмурный и облачный день солнечный свет рассеивается благодаря облакам, которые становятся для солнца большим софтбоксом. Именно поэтому в пасмурную погоду свет мягкий и рассеянный, даже в полдень, когда солнце еще высоко. Такой свет лучше подходит для съемки портретов людей, в особенности, крупным планом.

Отсутствие жесткого солнечного света не освобождает фотографа от необходимости следить за тем, где по отношению к модели находится солнце. Именно от этого зависит световой рисунок на фотографии. Если вы еще не знаете о свойствах солнечного света в разное время дня, рекомендую вам, для начала, прочитать вот эту статью.

От направления и количества света также зависит выбор параметров съемки. Облака бывают густыми и не очень, свет может падать спереди, сбоку и сзади, и все это будет влиять на параметры съемки, поэтому обязательно делайте несколько кадров при разных параметрах, чтобы выбрать правильную экспозицию.

Приемы освещения

Если у вас есть возможность, используйте для подсветки лиц золотистую сторону отражателя либо вспышку с оранжевой накладкой (гелем). Как с помощью вспышки сделать свет в пасмурный день более теплым, рассказано в этой статье.

Для съемки в пасмурный полдень также хорошо использовать места, которые закрыты тенью в солнечный день. Это могут быть различные тоннели и проходы, веранды и перекрытия, куда не поступают прямые лучи солнечного света, а поступает только рассеянный свет от других предметов и поверхностей. Освещение в таких местах более мягкое и рассеянное, поскольку выступающая часть крыши закрывает моделей от падающего сверху света. Например, именно по такому принципу снят этот групповой портрет школьников под крышей библиотеки:

как фотографировать в пасмурную погоду

Сюжеты

Безусловно, по сюжетам есть некоторые ограничения. Однако, помимо крупных лицевых портретов, в пасмурный день также хорошо снимать:

  • Водопады и реки
  • Цветы (макро)
  • Тенистые леса
как фотографировать в пасмурную погоду
Фотография Яна Планта (Yan Plant)

В городской среде не менее привлекательными остаются сюжеты с участием людей на улице, отражения в лужах, желтая листва.

Композиция и яркость цветов

В условиях «скучных» цветов и невыразительного неба всегда встает вопрос, чем их заменить или хотя бы частично компенсировать. Осенью огромное подспорье окажет желтая листва, которую можно использовать как в качестве фона, так и в качестве элемента композиции. Например, для этого макро-кадра, снятого вчера для обоев рабочего стола, я подобрала более яркий, желтый фон, что частично компенсировало мне отсутствие солнечного утреннего света.

как фотографировать в пасмурную погоду

Если листвы на деревьях уже нет, цветовую гамму фотографии могут оживить интересные цвета одежды прохожих, яркие здания и вообще все, что своим цветом повышает настроение в пасмурный день. Например, на групповом портрете мальчиков, уже приведенном выше, кадр оживили их яркие цветные футболки. Если вы хотите подробнее узнать, как добиться ярких цветов в пасмурную погоду, вы можете дополнительно прочитать очень хорошую и подробную статью на эту тему от известного фотографа-колориста Павла Косенко.

как фотографировать в пасмурную погоду

Скучное небо можно вовсе не включать в кадр. Для этого нужно либо подобрать подходящий фон, который заслонил бы его собой (здания или деревья), либо, если речь идет о съемке портрета, сильно размыть фон, чтобы небо на нем нельзя было угадать. Например, на фотографии ниже от неба в кадре удалось избавиться благодаря деревьям на заднем плане.

Наконец, когда общая атмосфера кажется вам скучной и неинтересной – снимайте детали крупным планом. Знаки, блюда, напитки, животные – темой кадра может стать все, что угодно.

В заключение хотелось бы сказать, что плохой погоде отчаиваться никогда не стоит. Фотография, в отличие от времен года, непредсказуема и способна делать подарки даже в самых неподходящих условиях.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Есть 4 коммент. к “Как фотографировать в пасмурную погоду?”

  1. Мне фото с паутиной очень понравилось! Тоже хотелось бы что-то подобное снять, да все не попадается :)
    А на втором снимке даже и не скажешь, что солнца нет.

    • Руслан:

      Лариса, вам просто не попадается мокрая паутина, в следующий раз, когда соберетесь на фотоохоту, не забудьте прихватить с собой поллитровую бутылочку воды с разбрызгивателем 😉

  2. Антон:

    В пасмурную погоду и на улице iso 400-500?)) вы что? Баланс белого на максимуме получится))))

    • Скорее всего опечатка. Исо вообще не зачем поднимать в пасмурную погоду, света вполне хватает. А вот ББ, это да, желательно поставить правильный.

Написать ответ