Как это снято: панорамная съемка в деталях

В этой статье я подробно расскажу вам, как снимать такие панорамы:

панорамная съемка
Кликните для просмотра в большом размере

Панорамную съемку можно производить различными способами:

  • Два вертикальных или горизонтальных кадра, склеенных друг с другом
  • Съемка телеобъективом (105 мм), чтобы получить хорошее разрешение при широкоформатной печати
  • Панорамная съемка охватом 360 градусов (сферические панорамы)
  • Панорамная съемка охватом 360х180 градусов

В этом руководстве будет описан процесс съемки панорам 360Х180

Композиция

Выбирая сюжет для панорамы 360Х180, нужно очень тщательно подойти к выбору места съемки, поскольку в таком формате в кадре окажется все, что вы видите вокруг. При этом обрезать получившуюся панораму не рекомендуется, поскольку в таком случае панорамой она уже не будет. Чтобы найти подходящую точку съемки, я ходил в этот храм 4 раза.

Таким образом, композиция панорамы имеет важнейшее значение. Нужно учитывать и фон, и передний план, чтобы фотография получилась объемной.

Метод съемки панорам

Оборудование

Некоторые фотографы снимают панорамы с рук. Я предпочитаю использовать дополнительные аксессуары, поскольку работаю с «фишай» объективом.

  • Зеркальная фотокамера (нужен фотоаппарат с ручным режимом)
  • Объектив (подойдет любой, я пользуюсь фишаем 10,5 мм, с его помощью можно отснять панораму, сделав меньшее количество кадров)
  • Штатив
  • Устройство удаленного спуска затвора (необязательно, но удобно, помогает избежать ненужной тряски камеры)
  • Панорамная головка (у меня Nodal Ninja, но можно использовать и другие фирмы). С помощью панорамной головки можно удобно и точно снять несколько рядов отдельных фотографий панорамы, избежав параллакса. Очень важно правильно использовать панорамную головку, о чем подробно рассказано в инструкции к ней.

Настройка камеры: настройка оборудования

Самое сложное при использовании панорамной головки – правильно найти значение объектива, при котором отсутствует параллакс. На фишай-объективах, например на Nikkor AF-D 10,5mm DX Fisheye золотая оправа служит не только для украшения, но и в качестве указателя этой самой точки, в которой нет параллакса. В других случаях эту точку придется отыскать самостоятельно. Вы также можете воспользоваться базой данных для разных объективов по этой ссылке.

После того, как вы найдете нужную точку, все в ваших руках.

Настройка камеры: установка

  • Выберите точку съемки (помните о переднем плане)
  • Установите камеру на штатив на нужном уровне (это еще один важный момент, иначе горизонт будет завален)
  • Настройте панорамную головку (пункт выше)

Все почти готово. Вы можете посмотреть в видоискатель, чтобы оценить, что войдет в кадр

Сколько кадров?

Каждый кадр должен перекрывать собой другой кадр на одну треть. Можно сделать точные подсчеты. Я для этой цели пользуюсь таким калькулятором.

Нужно ввести точную марку объектива, и программа сама определит количество кадров, необходимых для панорамы. В случае с фишаем мне потребовалось 6 кадров в длину и 2 кадра в высоту

Настройка режима съемки

  • Светочувствительность: старайтесь выбрать минимальное значение
  • Баланс белого: я редко снимаю при автоматическом балансе белого, но если я все-таки пользуюсь автоматической предустановкой, то обязательно снимаю в RAW, чтобы потом иметь возможность поправить цвет.
  • Автофокус: я пользуюсь автоматической фокусировкой (хотя это неправильно). В идеале необходимо фокусироваться по среднему расстоянию, а затем переключиться ручной режим фокусировки.
  • Съемка в RAW: обеспечивает большую гибкость при обработке

Шаг 1. Определение выдержки
Чтобы определить оптимальную выдержку, я перевожу камеру в режим приоритета диафрагмы и измеряю экспозицию в разных областях сцены, а затем из этих показателей выбираю среднее значение. Кроме того, я стараюсь не снимать сюжеты с большим динамическим диапазоном (с большой разницей яркостей).

Шаг 2. Ручной режим
Затем я переключаюсь в ручной режим, чтобы комбинация светочувствительности/выдержки/диафрагмы была одинаковой для всех фотографий. В противном случае (при разных параметрах разных фотографий) при склейке панорамы возникнут проблемы.

Шаг 3. Брекетинг экспозиции
Я пользуюсь брекетингом экспозиции, чтобы все области панорамы были хорошо проработаны. Затем я использую эти кадры для обработки в стиле HDR.

Шаг 4. Настройка панорамной головки для съемки кадров по вертикали
Я поворачиваю головку таким образом, чтобы камера смотрела в пол. При этом я стараюсь, чтобы сам штатив или головка не попали в кадр.

Съемка

Наконец мы подошли к самой съемке. При съемке нужно избегать попадания в кадр людей, особенно на границах склейки панорамы. В противном случае на панораме появятся аномальные явления: люди без головы или ног.

Если вы хотите оживить композицию, попросите входящих в кадр людей:

А) выйти из кадра (или встать за камерой)
Б) не двигаться во время съемки
В) подождать, пока люди выйдут из кадра сами

Итак, кадры для склейки готовы. Такой сложной съемка кажется лишь на первый взгляд, на деле она занимает от 5 до 10 минут.

Теперь займемся обработкой. Минимальное количество кадров должно составлять не менее 24 фотографий: 6 кадров по горизонтали Х 2 по вертикали. Максимальное число кадров зависит от того, сколько кадров вы сделали при брекетинге экспозиции. На Nikon D300 максимальное число кадров брекетинга – 9 (от -4EV до +4EV c шагом 1EV), то есть, 24х9 фотографий.

Обработка

Для работы с панорамами я пользуюсь тремя разными программами:

  • Для HDR – Oloneo
  • Для склейки кадров панорамы – Hugin
  • Для обработки фотографий – Photoshop

Проверка качества

В первую очередь я отбираю группу кадров с экспозицией 0EV, чтобы проверить, правильно ли склеится панорама
Как удалась композиция?
Интересна ли панорама?
Можно ли исправить ошибки, допущенные при склейке фотографий?

Таким образом, в первую очередь нужно собрать черновой вариант панорамы. Для редактирования кадров панорамы я пользуюсь Camera Raw. Однако следует помнить, что все параметры редактирования должны быть одинаковы для всех кадров. После того, как начальная обработка окончена, я загружаю обработанные кадры в Hugin.

Обработка HDR

Поскольку фотографий очень много, и все они одинаковы, хорошо использовать такую программу, в которой есть функция групповой обработки фотографий. Я для этой цели использую Oloneo. Процесс создания HDR- изображений я обсуждать здесь не буду. Фотографии нужно сохранить в формате TIFF, чтобы не потерять детали.

Hugin

На рынке графических редакторов есть несколько программ для склейки панорам. Склейку панорамы можно осуществить в Photoshop, но фотографии, сделанные объективом фишай, Photoshop не распознает. Наилучший результат можно получить в программе Hugin.

1. Загрузите фотографию в Hugin
2. Выберите модель объектива, тип объектива и запустите мастер
3. Мастер сам обнаружит контрольную точку (если постановка штатива была правильной, с этим проблем не возникнет). Контрольные точки можно указать и вручную.
4. Чтобы склеить панораму 360Х180, нужно выбрать равнопрямоугольную проекцию (equirectangular projection)
5. Программа откроет новое окно и покажет предварительный результат работы
6. Затем вы сможете выбрать точку съемки и расположение кадров
7. После расстановки кадров панораму нужно склеить. Программа справляется с этим автоматически за 15 минут (в зависимости от скорости компьютера склейка панорамы занимает от 20 минут до часа)

После склейки у вас получится файл панорамы с разрешением около 8400Х4200 пикселей весом до 250 Мб.

Hugin может склеить панорамы в разных проекциях. Иногда с его помощью можно получить необычный результат. Например, вот такая панорама получилась у меня при склейке в стереографической проекции.

Photoshop

Нижнюю границу панорамы можно слегка подрезать. В остальном, для обработки готовой панорамы используются те же инструменты, что и для обычных фотографий: Уровни, Кривые, Контраст, Повышение резкости и т.д.)

Совет

Панорамная съемка полна технических моментов. Чтобы собрать удачную панораму, нужно придерживаться всех выше описанных правил при съемке и обработке. В какой-то мере, панорамная съемка похожа на пленочную фотографию – результат съемки виден не сразу.

Очень многое зависит от места съемки. Помните, что по одну сторону трассы вид может быть скучным, а по другую ее сторону – интересным и совершенно другим. Точка съемки может кардинально изменить композицию. Главное – больше снимать и практиковаться.

Источник: 1x.com

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Есть 1 комментарий. к “Как это снято: панорамная съемка в деталях”

  1. Светлана:

    Подскажите а как сделать такой снимок, чтоб горизонт был округлен???

Написать ответ