Гистограмма и ее использование в фотосъемке

Гистограмму называют экспонометром 21 века. Такой титул ей присудили не зря – гистограмма является самым точным и относительно быстрым способом определения правильности экспозиции. Дисплей фотоаппарата, на который мы обычно смотрим, чтобы определить, хорошо ли получился снимок, не всегда точно показывает информацию о том, насколько правильно выбраны параметры съемки. Лучше всего для этого использовать гистограмму, но и, конечно, параллельно сверяться с превью фотоснимка на дисплее.

гистограмма

Итак, гистограмма – это график, на котором отображается информация о полутонах и количестве пикселей каждого тона. По горизонтали гистограмму следует читать слева направо — слева находятся тени, справа – света. В каждой точке гистограмма может быть выше или ниже – все зависит от количества пикселей какого-то тона – например, чем выше гистограмма в светах, тем больше в фотографии светлых пикселей.

гистограмма

Гистограмма своя у каждого изображения, поэтому нельзя говорить, что одна гистограмма правильная, а другая — нет. У среднестатистического снимка гистограмма часто, но не всегда представляет собой горку от одного края до другого, то есть, на ней присутствуют и света, и тени, и средние тона. Например, в этом пейзаже задействованы практически все области тона. С точки зрения руководства к фотокамере она идеальна.

гистограмма

гистограмма

Однако так бывает далеко не всегда. Гистограмма светлых фотографий (высокий ключ) сдвинута вправо.

гистограмма

гистограмма

Гистограмма темных фотографий сдвинута влево (низкий ключ).

гистограмма

гистограмма

Для определения правильности экспозиции лучше всего использовать цветную (RGB)-гистограмму. Не судите об экспозиции по общей гистограмме (тоновой), она может ввести вас в заблуждение! Подробнее об RGB-гистограммах будет рассказано в статье о цветной гистограмме.

Главная задача гистограммы – показать фотографу, не потеряна ли информация в светах. Если на фотографии есть пересветы, в правом конце гистрограммы появится вертикальная линия. Если фотография полностью пересвечена – гистограмма представляет собой одну вертикальную линию справа.

Рассмотрим пример одной сцены:

гистограмма

гистограмма

Недоэкспонирование на 2 стопа. Даже самые яркие света по гистограмме – серые. Все остальные области провалились в тень и смещены влево. Для снимка черной кошки в темной шахте это приемлемо, для рядовой фотографии – нет.

гистограмма

гистограмма

Недоэкспонирование на 1 стоп. В правой части гистограммы, где находятся света, очень мало светлых пикселов. Справа еще остается пустое пространство, что говорит о том, что экспозицию можно увеличить.

гистограмма

гистограмма

Нормальная экспозиция. Последняя горка на гистограмме справа – это пиксели, соответствующие белой двери. Они заняли свое место рядом с абсолютно белым цветом, но не пересвечены. Горка означает, что в белой двери на фотографии есть детали. Из опыта вы сами выясните, что увеличение экспозиции даже на 1/3 стопа приведет к пересвету.

гистограмма

гистограмма

Переэкспонирование на 1 стоп. Видите тонкую вертикальную линию в самом конце гистограммы справа, возле небольшого холмика? Это тот самый холмик, который обозначает белую дверь. Из-за пересвета он обрезана на гистограмме. В белой двери нет деталей, и их нельзя восстановить. А вертикальная линия означает, что снимок пересвечен.

гистограмма

гистограмма

Переэкспонирование на 2 стопа. Видите высокий пик в правом конце гистограммы? Фотография так пересвечена, что в область потери деталей попало много светлых пикселей. Чем сильнее пересвечена фотография, тем правее сдвинется гистограмма.

Если вы столкнулись с потерей деталей (вертикальной линией справа на гистограмме), нужно уменьшить экспозицию. Гистограмма должна быть придвинута как можно ближе к правому краю, но не должна заходить за него.

Если вы избежали пересвета, но фотография получилась слишком темной, значит, камере не хватило динамического диапазона, и такая экспозиция будет неправильной:

гистограмма

гистограмма

Обычно это случается при съемке портретов и других сюжетов на ярком фоне, когда передний план не освещен. Чтобы возместить темные области, нужно использовать дополнительный свет либо снимать в режиме брекетинга экспозиции.

Посмотрите на гистограмму такой фотографии и вы заметите пик в левой ее части, в тенях. Он говорит о том, что нужно снизить контраст или использовать подсветку для теней.

Следует также отметить, что небольшие пересветы (вертикальные линии справа на гистограмме) допустимы, если в пересвет попали блики солнца на воде, солнечный диск или отражение солнца в стекле. Однако пересветы на лице смотрятся гораздо хуже. Таким образом, гистограмма может быть разной от сюжета к сюжету.

Материал статьи скомпилирован на основе статей Michael Reichmann (luminous-landscape.com) и Ken Rockwell (kenrockwell.com). Фотографии принадлежат авторам.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Есть 5 коммент. к “Гистограмма и ее использование в фотосъемке”

  1. да, моя мыльница не имеет и малейшего понятия о потере цвета. вечных засвет или наоборот ничего не видно…

  2. Спасибо что объяснили, а то мне эта гистограмма покоя не давала, что она там показывает и зачем она нужна, было не понятно!

  3. Сегодня познакомилась с новым термином и его значением- гистограмма. спасибо.

  4. […] Сегодня мы поговорим о том, что такое RGB-гистограмма, и почему она лучше подходит для анализа экспозиции, чем обычная, одноканальная гистограмма. Об одноканальных гистограммах и технике чтения гистограмм в целом рассказано в предыдущей статье. […]

  5. Спасибо за хороший материал!

Написать ответ